Этот фильм – элитарный, эстетский, непохожий ни на что, показываемое на всяких разных экранах. Здесь надо следить не за сюжетом, а за нюансами. За фразами. За интонацией. За жестами. За изображением. Надо знать, кто такой Антониони и Акира Куросава, помнить полотна Шишкина и Врубеля, старые советские фильмы-сказки и уметь любоваться черно-белыми кадрами.
Но каждый заметит блестящую актерскую работу Светланы Немоляевой – образ такой странный, утонченный и такой органичный – умеют все же некоторые редкие российские артистки играть аристократок. А Демидова Алла почти не узнаваема в роли Бабы-Яги. И очень выразительна.
Такие фильмы называют произведением чистого искусства. Высокохудожественным кино. Тонкое, изящное, эфемерное. Как, практически, все полотна Рустама Хамдамова – художника и режиссера, которого еще в бытность его студентом ВГИКа считали гением.
Р.Хамдамов и С.Немоляева
Он сам – красивый, странный и далекий от суеты человек. Говорит спокойно, забывает имена знаменитостей. Очень жалеет, что в новой ленте не удалось снять сцену, когда герой нюхает розу – так, говорит, не понятно, что персонаж злой.
Кинематографическая жизнь Хамдамова незавидна. Первый фильм переснимал Никита Михалков, один из последующих – исчез по воле продюсера… Тем не менее, Рустама Хамдамова знает весь киномир.
Вдова Тонино Гуэрра специально отправилась в Москву, чтобы побывать на показе картины “Мешок без дна” в конкурсе 39-го ММКФ. Гуэрра обожал рисунки Хамдамова, считая, что тот, “несмотря ни на что, продолжал рисовать свою сказку”. Рисунками восхищались и Висконти, Феллиини, Антониони.
По словам Гуэрра, Хамдамов – “человек глубокой тайны”. А человек этот рассказывает во всеуслышание, как он многое не умеет делать в кино. Но, очевидно, главное, что он не умеет делать – снимать заурядные фильмы.
Кадр из фильма “Мешок без дна”
Лента “Мешок без дна”- первая за семь лет молчания Хамдамова. В основе сценария – новелла японца Рюноскэ Акутагавы “В чаще”. Но время действия кинокартины – правление русского Императора Александра II.
…Фрейлина княжеского дворца рассказывает князю сказку о мистическом убийстве Царевича, произошедшем в лесу в 13 веке. У свидетелей и участников этого преступления – разные версии, которые отличаются от того, что случилось на самом деле.
За фильм «Мешок без дна» Рустам Хамдамов и его группа получили Специальный приз большого жюри, а также награды жюри критиков и киноклубов.
Любовь Якимова.